☦ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПРЕЧИСТЫХ И СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ ☦ ☦ СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК – ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА ☦ Святое Евангелие от Матфея (21:12-13) „И во­шел Иисус в храм Божий и вы­гнал всех про­да­ю­щих и по­ку­па­ю­щих в хра­ме, и опро­ки­нул сто­лы ме­нов­щи­ков и ска­мьи про­да­ю­щих го­лу­бей, и го­во­рил им: на­пи­са­но, – дом Мой до­мом мо­лит­вы на­ре­чет­ся; а вы сделали его вер­те­пом раз­бой­ни­ков.“ Святое Евангелие от Марка (11:15-18) „При­шли в Иеру­са­лим. Иисус, вой­дя в храм, на­чал вы­го­нять про­да­ю­щих и по­ку­па­ю­щих в хра­ме; и сто­лы ме­нов­щи­ков и ска­мьи про­да­ю­щих го­лу­бей опро­ки­нул; и не поз­во­лял, чтобы кто про­нес через храм ка­кую-либо вещь. И учил их, го­во­ря: не на­пи­са­но ли: дом Мой до­мом мо­лит­вы на­ре­чет­ся для всех на­ро­дов? а вы сде­ла­ли его вер­те­пом раз­бой­ни­ков. Услы­ша­ли это книж­ни­ки и пер­во­свя­щен­ни­ки, и ис­ка­ли, как бы по­гу­бить Его, ибо боялись Его, по­то­му что весь на­род удив­лял­ся уче­нию Его.“ Святое Евангелие от Луки (19:45-46) „И, вой­дя в храм, на­чал вы­го­нять про­да­ю­щих в нем и по­ку­па­ю­щих, го­во­ря им: на­пи­са­но: дом Мой есть дом мо­лит­вы, а вы сде­ла­ли его вер­те­пом раз­бой­ни­ков.“ *** Тропарь на Великий Понедельник, глас 8 Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! Кондак на Великий Понедельник, глас 8 Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот, доблестный, восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный. *** И, сойдя с молодого осла, оставив сандалии у входа во храм, ВОШЕЛ ИИСУС В ХРАМ БОЖИЙ и осмотрел все, находившееся в храме. Можно было подумать, что Он, как Господь храма, вполне вступил в права Свои и намерен требовать отчета у тех, коим храм вверен был в Его отсутствие. А в то время в храме Иерусалимском было немало безпорядков, которые возбуждали ревность и обыкновенных ревнителей благочестия, а тем более не мог потерпеть их Сын Божий. Внешние притворы храма, вместо молящихся, наполнены были продавцами, из которых одни продавали то, что потребно было для жертвоприношений, другие меняли иностранные монеты на еврейские. Толпы продавцов, столы с деньгами, жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры – все это обращало притвор Соломонов в шумный базар, тогда как этот самый притвор Законом был назначен для входа и молитвы язычников, которым не дозволялось проникать далее... И вот, «рассудительный грек или римлянин, пришедший сюда по влечению сердца, вместо назидания находил здесь шум торжища: удивительно ли, если он в таком случае вместо благоговения к Богу Израилеву невольно получал худые мысли о Его служении и служителях? Таким-то образом святое имя Божие хулилось ради самого Израиля среди язычников! А между тем внизу, у подошвы горы, на которой стоял храм, и за его оградой, достаточно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться этим продавцам. Но там не надеялись получить больших выгод: корысть была душой этого безпорядка и ему покровительствовали сами начальники храма. Иисус Христос еще при самом начале служения Своего изгнал из храма торжников. Теперь это было еще необходимее. Позволив именовать Себя всенародно Сыном Давидовым, т.е. Мессией, Он тем самым как бы наложил на Себя обязанность перед народом восстать против безпорядков в Богослужении. Он не хотел проповедовать в таком оскверненном месте. И вот, с видом посланника Божия, тем голосом, перед которым всегда трепетали нераскаянные грешники и лицемеры, Он требует, чтобы притвор был немедленно очищен. Ученики, богомольцы, жители Иерусалима, иностранцы, – все одобряют такое требование; сами торжники невольно чувствуют, что зашли не в свое место и безмолвно повинуются. Некоторые медлят, хотят упорствовать, но этим только раздражают народ, который повеление Сына Давидова принимает за веление Самого Бога» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Много раз Он и раньше бывал в храме, но настоящее торжественное пришествие Его особенно разительно напоминало древнее пророчество Малахии: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет!» (Мал. 3:1). И ВЫГНАЛ ВСЕХ ПРОДАЮЩИХ И ПОКУПАЮЩИХ В ХРАМЕ , И ОПРОКИНУЛ СТОЛЫ МЕНОВЩИКОВ И СКАМЬИ ПРОДАЮЩИХ ГОЛУБЕЙ , и не позволял, чтобы кто пронес через храм постороннюю вещь. «Он выгнал торгующих, показывая этим, что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему. Он хотел показать и отмену жертв: изгнав волов, овец и голубей, Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или закалании животных, но нужна молитва» (блаж. Феофилакт). Поэтому к Своему властному действию Господь присоединил и властное слово обличения и поучения: И ГОВОРИЛ ИМ: НАПИСАНО (у пророка Исайи), – ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ для всех народов; А ВЫ своим корыстолюбием СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ , как выражается другой пророк Иеремия (Ис. 56:7; Иер. 7:11). Этот храм должен быть храмом всемирным, где могли бы находить пристанище все возвышенные и добрые души, ищущие единого Отца природы и человеков, тем более что ко времени пришествия Спасителя многобожие начало падать само собой, среди язычников все более появлялось людей, требовавших поклонения Единому, и многие из них приходили в Иерусалим, желая видеть иудейское Богослужение и даже принимали Закон Моисеев. При таких обстоятельствах как важно было благолепие Богослужения в храме Иерусалимском и как важен был притвор этого храма, далее которого язычники и проникать в храм не могли! Размышляя о грозных словах Господа торжникам, блаженный Феофилакт говорит: «смотри и ты, чтобы храм Божий, т.е. свое сердце, не сделать вертепом разбойников, т.е. жилищем демонов. А это случится, если мы будем иметь помыслы, пристрастные к земным вещам, помыслы о продаже и купле, если будем сребролюбивы до такой степени, что будем заботиться и о самой малой монете. Мы сами себя обратим в вертеп разбойников, если будем продавать и терять голубей, т.е. не сохраним в себе даров духовных». «Вы слышите Самого Бога, объявляющего вам, что храм есть дом Божий, – говорит святитель Филарет. – Подумайте об этом «стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего!» (Пс. 133:1). Когда ты вошел в дом Божий, подумай, как близко Вездесущий! Здесь Бог, близ нас Он. Слава Его покрывает нас. Чистые Небесные Силы окрест нас и между нами. Как не колеблется земля? Как не исчезает грешник? Здесь Бог всемогущий: «да благоговеет вся земля пред лицем Его!» Да смирится человек! Да вострепещет грешник! Здесь Бог всеблагий. Да хвалит Его всякое дыхание! Да утешится не обретающий утешения в тварях! Да не отчается грешник! Сам Бог нарицает храм домом Своим, но соделаться домом молитвы храм должен посредством человека.