☦ ТОРЖЕСТВО И ПОБЕДА ПРАВОСЛАВИЯ В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА 5 марта 2023 года, по церковному календарю – 20 февраля 2023 года от РОЖДЕСТВА ВО ПЛОТИ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ☦ ПОБЕДА ПРАВОСЛАВИЯ ☦ Торжество Православия празднуется в первое воскресение Великого поста, которое посвящено воспоминанию событий произошедших в VIII-IX вв. в Византийской империи и связанных с окончательным установлением догматов (учения) Православной веры. Для этого потребовалось созывать VII Вселенский собор ради осуждения ереси иконоборчества и установления православного иконопочитания. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Однако после императрицы Ирины гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. И только в середине IX в. почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе (842 г.), при императрице Феодоре. Были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!" На этом Поместном Константинопольском Соборе (842 г.), в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви. Впервые служба по особому чину Торжества Православия произошла в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. *** Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2 Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» Кондак Недели Торжества Православия, глас 2 Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем. Стихира Недели Торжества Православия, глас 2 От нечестия к благочестию перейдя и светом познания просветившись, будем согласно псалму рукоплескать, благодарственно хвалу Богу принося, и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся, отвергая нечестивую бесславных веру, — ибо честь, воздаваемая образу, как говорит святой Василий, на первообраз переходит, — и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых, даровать нам великую милость. *** ☦ ДВЕНАДЦАТЬ АНАФЕМЫ ИЗ ЧИНА ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ☦ Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем. 1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, — анафема. 2. Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим — анафема. 3. Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, — анафема. 4. Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, — анафема. 5. Не принимающим благодати искупления, взвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, — анафема. 6. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, — анафема. 7. Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, — анафема. 8. Отвергающим безсмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение — анафема. 9. Отвергающим все Таинства Святой Христовой Церкви — анафема. 10. Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным Откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые — анафема. 11. Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену — анафема. 12. Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами — анафема.